Рекомендации родителям по преодолению страхов у детей
1. Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
2. Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
3. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
4. Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
5. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
6. Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
7. Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.
Рекомендации педагогам: что делать, если ребенок боится
1. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
2. Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" – "нет" или "боюсь" – "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.
3. Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
4. Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
5. Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
6. Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.
7. Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
8. Все виды коррекции стоит применять в комплексе.
Норма страхов для дошкольников
Страх |
Возраст, лет |
мальчики |
девочки |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 (дошк.) |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 (дошк.) |
Остаться дома в одиночестве |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
V |
V |
Нападения |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
V |
V |
Заболеть, заразиться |
|
|
V |
|
|
|
|
V |
|
|
Умереть |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
V |
V |
Смерти родителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чужих людей |
V |
|
|
V |
|
V |
|
|
V |
V |
Потеряться |
V |
V |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
Мамы и папы |
|
|
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
Наказания |
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|
Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и т. д. |
V |
V |
V |
|
|
V |
V |
|
|
|
Страшных снов |
|
V |
|
V |
|
|
V |
V |
|
V |
Темноты |
V |
V |
|
V |
|
V |
V |
|
|
V |
Животных |
|
V |
|
V |
|
|
|
V |
|
|
Транспорта |
|
|
V |
|
|
|
|
V |
|
|
Стихийных бедствий |
V |
|
|
|
V |
|
|
V |
|
V |
Высоты |
|
|
V |
|
V |
|
|
|
V |
V |
Глубины |
|
|
|
|
V |
|
|
|
V |
V |
Маленьких тесных помещений |
|
|
|
|
V |
V |
|
V |
|
|
Воды |
|
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
|
Огня |
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
|
V |
Пожара |
|
V |
|
|
V |
|
V |
|
|
|
Войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
Больших помещений, улиц |
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
Врачей |
V |
|
|
V |
|
V |
|
|
V |
|
Уколов |
V |
|
V |
|
|
V |
|
|
V |
V |
Боли |
|
|
|
|
V |
|
|
V |
V |
|
Резких, громких звуков |
V |
V |
|
|
|
V |
V |
|
|
|