Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "ЛИРА"

 

Тренируем у ребёнка ответственность и самоконтроль

 

Поговорим?..

Ведущая рубрики Сушкова Елена

 

 

     Очень часто родители на консультации психолога говорят о том, что хотели бы видеть своих детей самостоятельными и ответственными и спрашивают как им в этом помочь. Многих волнуют одни и те же проблемы: дисциплина, приобщение к труду, выполнение домашних заданий. Ниже привожу главу из книги "Оздоравливающие учебные игры" (авторы - А.С.Валявский, А.С. Яковис, СПб.: ТЕССа, 2001 г.), которую использую в своей практике и данные рекомендации помогли клиентам в развитии у детей ответсвенности и самоконтроля. 

 

КТО ПОЙДЕТ ГУЛЯТЬ С СОБАКОЙ?

 

         Для того, чтобы постоянно тренировать у ребенка ответственность и самоконтроль, можно договориться с ним о каком-то деле, за которое ребенок будет отвечать, выполняя его самостоятельно. Например, выносить мусорное ведро, мыть пол или посуду. Не следует при этом навязывать ему ваш выбор, не назначать такую обязанность в приказном порядке сверху. Пусть ребенок сам решит, какое это будет дело. Если оно при этом, с вашей точки зрения, наверняка окажется ему не по силам (например, самостоятельная стирка всего постельного белья), постарайтесь тактично сузить круг возможной работы по дому, оставляя, однако, за ребенком право их выбора. Вы можете, например, предложить: «Выбери, какое дело ты будешь делать сам, без напоминаний: мыть пол раз в неделю, выносить ежедневно ведpо или гулять утром с собакой? ».

         Обязательно обговорите с ребенком условия этого уговора. Обсудите, как часто он должен будет выполнять свои обязанности и когда. Например, пол мыть надо раз в неделю и обязательно мокрой тряпкой, цветы надо поливать раз в четыре дня, посуду  мыть, как только она накопится в раковине, а с собакой гулять по утрам, потому что вам надо ехав на работу на другой конец города, а школа под боком, поэтому времени у ребенка после подъема больше, чем у вас. Главное, чего следует достичь в процессе переговоров - осознание, что он обещает выполнять свою обязанность действительно самостоятельно, без напоминаний с вашей стороны. Другими словами, ребенок должен добровольно взять на себя ответственность выполнять выбранное им дело. Таким образом, эта игра также учит ребенка быть самостоятельным и не зависеть от команд взрослых, без которых некоторые дети и поесть то  сами не могут, так и ходят голодными, пока бабушка не позовет: «Иди, поешь». Иными словам, данная игра учит быть независимым, то есть быть свободным.

         Может случиться так, что ребенок не выполнит обещанного. Не следует при этом давать волю эмоциям и не надо отдавать команды-приказы вроде «Вынеси ведро!» Напомните ему о его обязанности косвенным образом - например, сказав: «Мне кажется, что ты что-то забыл сегодня сделать, проверь себя!» Или почти в лоб: «Не забыл ли ты погулять с собакой?» В некоторых случаях, когда  даже эти намеки не помогали, мы просили ребенка написать на альбомном листе напоминание самому себе; например: «Сережа! Ты должен вытереть пыль!» Родители вешали этот драгоценный лист стенку и в случае необходимости просили ребенка прочитать вслух: «Что там написано и в рамочку обведено?» Тут уж делать нечего - надо выполнять обещание!

 

       Надеюсь, что эта статья окажется вам полезной. Напишите нам о своих успехах!

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»