Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА»

Игра "Внимание! Приготовились! Начали!"

 

          Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда ребенок «тормозит на старте», не может мгновенно включиться в работу или выполняет ее слишком медленно. Типичный пример, в школе учитель дает команду: «Открыть учебник на странице 128, найти упражнение номер восемь и начать его переписывать в тетрадь». При этом в классе почти всегда находятся несколько учеников, которые начинают эту работу позже  всех остальных, если ее начинают вообще.

         Их проблемы выходят и за стены школы. Дома такие дети все делают долго. Они медленно одеваются, медленно собирают свой портфель, долго сидят над тарелкой во время еды, возят в ней бесцельно ложкой, а то и вовсе замирают, как бы выпадая на время из окружающей действительности. Они классические копуши.

         Возникают такие ситуации не потому, что эти дети не хотят что-то делать, и не потому, что они не мо гут заставить себя начать; процесс-то ведь хоть медленно, но идет. Дело в том, что они не готовы внутренне продолжать начатые действия и четко их заканчивать. Такие ребята не отмечают для себя начало и конец работы.

         В английском языке для продолжающихся действий есть специальное время - present continuous.  В русском языке мы соответственно говорим: «oн  моет, стирает, работает, одевается...» Когда эти процессы закончатся, никто не знает. Некоторые дети порой оказываются в плену таких вечно длящихся действий, четкое начало и завершение которых никак внутренне не обозначено, поэтому они тянутся и тянутся. В одной из детских сказок описывается  ситуация, когда девочка долго одевалась и никак не могла закончить это действие. Она надела один носок и пошла порисовать, натянула майку, а потом села кушать. Все дела сливались у нее в один процесс без четкого начала и конца, без четкой последовательности действий. Это точное описание проблемы, о которой мы говорим.

         Помочь ребенку справляться с подобными ситуа­циями может отработка команд «я готов!», «внимание!», «приготовились!» и «начали!». При этом команда «я готов!» может как предшествовать началу процесса, так и фиксировать его завершение. Кроме того, можем порекомендовать родителям таких детей потренировать их кинестетический канал, особенно обращая внимание на игры с тремя скоростями движений.

         Отрабатывать вышеперечисленные команды лучше всего по ходу какой-нибудь игры. Договоритесь заранее с ребенком, чтобы перед началом своих действий он сообщил бы вам о своей внутренней готовности: «я готов!», а затем вслух отдал бы себе команды «внимание!», «приготовились!», «начали!».

         Обратите внимание, как при этом себя ведет и что делает ребенок. Между командами обязательно должны быть паузы, фраза не должна превращаться в скороговорку, которая произносится автоматически, без соответствующего настроя. Голос должен быть уверенным, командирским.

         Первая команда «я готов!» говорит о внутренней и внешней готовности ребенка к действиям. Многие дети в процессе игр произносят эту команду автоматически, не приготовившись на самом деле. В такой ситуации ведущий должен мягко поправить ребенка: «Разве ты готов? Посмотри — сидишь неудобно, лампу на рабочем столе включить забыл...» Постепенно, научившись создавать внешнюю готовность к действиям, ребенок почувствует и столь необходимый внутренний настрой, входя во  внутреннее рабочее состояние через внешние подготовительные действия.

         Если, отдав себе команду «внимание!», ребенок смотрит по сторонам, чешет ухо, ерзает, переминается с ноги на ногу, ему также нужно описать словами его действия. Объясните, что команда «внимание» означает сосредоточенность на том деле, которое он собирается выполнять.

         Третья команда - «приготовились» - отдается непосредственно перед стартом. Если ребенок играет в какую-либо игру, то у него в руках должно быть все для того, чтобы ее начать.

         После команды «начали!» ребенок должен приступить к действиям в ту же секунду, стартовать как бегун после выстрела. Если ученик делает не сразу, «раскачивается», то после окончания игры вы должны описать ему его действия: «Ты знаешь, я заметил, что после команды «начали!» ты еще несколько секунд готовился и не сразу приступил к работе...». Дело в том, что ребенок может просто не заметить такой задержки, поскольку его внутреннее ощущение времени часто не соответствует показателям, которые вы фиксируете глазом стороннего наблюдателя, а сам он еще просто не умеет наблюдать за собой со стороны.

         Завершив игру, ваш подопечный должен зафиксировать ее окончание произнесенной вслух командой «я готов!», тем самым он сообщает о том, что  работа закончена. Таким образом, с помощью описанных команд ребенок учится отмечать для себя начало и конец работы, а также тренирует вхождение в состояние готовности к ее выполнению.

         У многих детей не выработана также привычка проверять себя и находить промахи и погрешности, сделанные в процессе работы. Например, далеко не сразу и не все ребята учатся проверять написанный ими диктант, выискивая возможные ошибки. Радуясь, что сложная работа наконец за кончена, они совершенно забывают о необходимости проверке результата. Дома отсутствие такого самоконтроля приводит к разбросанным игрушкам и неубранной за собой после еды посуде. Знакомая картина, не правда ли? Чаще всего дети ждут привычного контроля со стороны взрослых, они уже привыкли, что мама проверит домашнее задание, оценит, хорошо ли вымыта посуда, и скомандует: «Убери игрушки!» Учительница проверит классную и домашнюю работу и сама исправит ошибки. Так откуда же взяться привычке проверять себя и отвечать за свою работу?

         Потому после выполнения задания перед командой отчетом «я готов!» можно добавить дополнительную команду. Ребенок должен громко произнести свое имя и добавить: «Проверь себя!» Например: «Надя! Проверь себя!» Таким образом, в случае с нашей Надей самая полная цепочка команд должна звучать так: «я готова!», «внимание!», «приготовились!», «начали!», «Надя! Проверь себя!», «я готова!». Право приступать к поиску ошибок тренер получает только после последней команды ученика.

         В такой ситуации ответственность за проделанную работу полностью ложится на ученика, а тренер проверяет не работу, а прежде всего наличие самоконтроля у подопечного. При такой последовательности команд у ребенка есть возможность это почувствовать и осознать.

          В качестве примера для использования и шлифовки исполнения описанных команд можно привести следующую игру.

       Заранее приготовьте набор карточек, на каждую из которых надо наклеить по 15 разных слов, вырезанных из газет и журналов. Слова обязательно должны быть напечатаны разными шрифтами, разного размера и цвета. Подбирать их желательно из разных частей речи и в разных падежах. Клеить слова следует под разными углами, чтобы еще немного затруднить их восприятие. Работая с карточками, сделанными именно таким образом, ребенок будет тренировать связь между правым и левым полушариями, а также визуальный канал.

      У тренера в руках находится секундомер. Карточки лежат перед ребенком стопочкой, перевернутыми, словами вниз. Он должен перевернуть верхнюю карточку и посмотреть на слова в течение 10 секунд, стараясь их запомнить. После сигнала о том, что время истекло, ребенок переворачивает карточку словами вниз, берет листок бумаги и записывает слова, которые ему удалось запомнить.

      Выполняя это упражнение, ребенок должен перед началом игры каждый раз вслух отдавать себе команды: «я готов!», «внимание!», «приготовились!»,  «начали!» и «я готов!» после того, как все запомнившиеся слова записаны. Кстати, проверить, насколько удачно выполнено задание, ребенок должен в данном случае сам, сказав «проверь себя», и затем проверить совпадение слов, которые он записал на листочке со словами на карточке.

      В течение одного занятия лучше играть с 10 разными карточками. После завершения всех 10 «заходов» посчитайте, сколько в среднем ребенок запоминает слов. Для этого сосчитайте все верно записанные слова и разделите полученный результат на 10. Играя в следующий раз, вы теперь сможете сообщить ребенку, насколько улучшился его результат. Кроме того, наблюдая за ним во время работы. вы сможете заметить, как быстро он устает. Это несложно сделать, отметив, после какой по счету карточки результаты запоминания стали хуже.

      Во время этой игры без труда можно определить как быстро ребенок включается в работу, поскольку нередко после просмотра 2-3 карточек его результаты улучшаются. Это улучшение свидетельствует том, что команды, которые дает себе ребенок для подготовки к игре, все равно пока оказывается не достаточно для продуктивного начала работы. Ему еще требуется некоторое время, чтобы по-настоящему настроиться на работу.

    Игры с использованием описанных команд дают ощутимый жизненный результат особенно после того, как вы подскажете ученику, что он может использовать эти команды в школе, дома, в общем, в любой ситуации.

     Если в дальнейшем вы заметите, что ваш подопечный «завис» или «уснул» над каким-то действием, скажите ему: «Надя! Скомандуй себе!» Как правило, после этого ребенок почти всегда мгновенно «включается»,  подсознательно вспоминая, как он это делал во время уже освоенных игр и тренировок.

      Время, которое требуется каждому ребенку для получения реально ощутимого результата вследствие применения команд «я готов!», «внимание!», «приготовились!», «начали!», будет разным в каждом конкретном случае, так как оно зависит от особенностей ребенка, частоты тренировок и от того, насколько тщательно вы следите за тем, чтобы он использовал эти самоприказы в повседневной жизни.

    Отработав указанные выше слова-сигналы, мы советуем использовать их в играх, в которых учитывается время. Сокращение длительности выполнения задания будет говорить ребенку о его нарастающих успехах. Постепенно ребенок научится вырабатывать внутреннюю готовность и без проговаривания этих команд вслух. 

 

Источник:  "Оздоравливающие учебные игры" (авторы - А.С.Валявский, А.С. Яковис, СПб.: ТЕССа, 2001 г.),

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"