
Служба ранней помощи ждет вас и ваших детей!
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ
1. Договор
2. Годовой план на 2020 год
3. Анкета первичного приёма
4. Направление в службу ранней помощи
В июне 2019 г. на базе ГБОУ Центра «ЛИРА» возобновила свою работу Служба Ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии (риском возникновения нарушения) с рождения до 4х лет (СРП).
В СРП работают специалисты, имеющие знания и навыки взаимодействия с «особыми» детьми и их родителями: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.
В СРП принимаются дети, имеющие проблемы в развитии и поведении, подтвержденные медицинскими диагнозами:
· дети с задержкой психического, речевого развития;
· дети с психическими заболеваниями и ранним детским аутизмом;
· дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
· дети с синдромом Дауна;
· дети с комплексными нарушениями развития.
Основными задачами Службы являются:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
- профилактика вторичных нарушений;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения «особого» ребенка, гармонизация детско-родительских взаимоотношений;
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Основное содержание психолого-педагогического сопровождения семьи – реализация индивидуально-ориентированной образовательной программы. Таким образом, СРП становится первым звеном образовательного маршрута для «особого» ребенка.
В основную группу СРП включаются дети, не посещающие детский сад. В «пролонгированную группу» зачисляются дети «группы риска» для кратковременной помощи и консультирования родителей.
Детям, посещающим ДОУ, и их семьям нередко тоже необходима специальная помощь. Ребенку и семье в СРП может быть оказано кратковременное (5 –7 встреч) и пролонгированное (изредка, но регулярно, до достижения 4-х лет) психолого-педагогическое сопровождение. Также, в рамках «пролонгированного консультирования» специалисты СРП могут помогать своим воспитанникам в адаптации к следующему образовательному учреждению, в которое поступает ребенок.
Основной формой работы специалиста с ребенком и его родителями является игровой сеанс (ИС).
Особенности проведения игрового сеанса.
ИС проводится 1-2 раза в неделю в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и семьи.
Содержание индивидуальных занятий соответствует плану индивидуальной программы развития ребенка и проводится специалистами Службы.
На игровом сеансе специалист вместе с родителями:
- используют организованную среду для развития ребенка;
- поддерживают состояние эмоционального комфорта детей;
- обеспечивают возможность ребенка самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии.
Для решения задач индивидуально - ориентированной программы, связанных с социальной и коммуникативной сферами, игровой сеанс может проводиться для двух и более детей и их родителей – групповой игровой сеанс.
В структуру игрового сеанса могут входить:
- наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;
- сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы и др.;
- наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения (образовательно-воспитательных компетенций);
- сопровождение совместной игры ребенка и родителя с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка и др.;
- совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка и др.;
- занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы (рисование, лепка, конструирование, развитие сенсорного восприятия, мелкой и крупной моторики и др);
- беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др.
Специалисты Службы рады помочь всем нуждающимся!
Услуги СРП предоставляются БЕСПЛАТНО!
Ранняя диагностика аутизма (РАС).
Аутизм проявляется в различных расстройствах психического развития ребенка (искаженное развитие). Черты РАС очень разнообразны, порой похожи на невротические симптомы, по степени сложности делятся на 4 группы. Важно как можно раньше «увидеть» аутистические черты, чтобы помочь ребенку скомпенсировать дефект.
Следует обратить внимание на следующие особенности развития ребенка раннего возраста:
· Общий эмоциональный облик: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность. Периодические "уходы в себя". Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого. Напряженность, неадекватность мимики.
· Немотивированные колебания настроения.
· Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, на балконе, при укачивании). Поверхность, прерывистость сна днем - "спокойная бессонница". Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении, аффективные расстройства по утрам.
· Возможность кормления лишь в особых условиях. Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой. Привычные рвоты.
· Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.
· Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т. д.
· Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего пространства (расположение мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде.
· Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие "чувства края" (свешивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха высоты. Нет закрепления опыта контакта с горячим, острым.
· Страхи бытовых шумов (звуки пылесоса, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.).
· Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, "мимо", "сквозь"). Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный и т. д.
· Отсроченность комплекса оживления в младенчестве. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.
· Особенности улыбки: слабость, редкость, "неземная", "лучезарная". Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.
· Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Появление слов "мама", "папа" после других. Их неотнесенность к родителю.
· Избирательность контактов с детьми. "Сверхобщительность" или негативизм, игнорирование. Стремление к тактильному общению, как с неодушевленным предметом. Импульсивные действия.
· Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения.
· "Псевдоглухота". Избирательность ответных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста.
· "Псевдослепота". Взгляд "сквозь" объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. Сосредоточенность взгляда на "беспредметном" объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием.
· Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.
· Гиперсинзетивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.
· Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни: гипертонус, гипотонус.
· Склонность к аутостимуляции: напряжение отдельных частей тела, конечностей, удары себя по ушам, зажимание их при зевании, удары головой о бортик коляски, спинку кровати, стену.
· Двигательные стереотипии: раскачивания, однообразные повороты головы, включение и выключение света, открывание и закрывание дверей, верчение колес, пересыпание мозаики, ритмические сгибания и разгибания пальцев рук, потрахивание кистей рук, кружение вокруг своей оси.
· Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемещение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках.
· Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу "заводной игрушки" и т. д.
· Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания.
· Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.
· Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. "Полевое" поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения.
· Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом.
· Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям.
· Не сформированность игровых действий. Стереотипность манипуляций с игрушками, неигровыми предметами. Склонность к выкладыванию рядом.
· Запаздывание или отсутствие фаз гуления, лепета.
· Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность. Эхолалия.
· Регресс речи (с 1г. до 3-х л.) на уровне отдельных слов, "плавающие" слова.
· Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи).
· Вычурность интонаций.
· Мутизм (молчание) избирательный.
· Задержка формирования навыков самообслуживания.
· Отсутствие способов сообщения взрослому о потребности мочеиспускания или дефекации, длительное "терпение" до высаживания.
· Предрасположенность к острым аллергическим реакциям. Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием (симптомы заболевания сопровождаются тревогой, страхами, другими аффективными расстройствами, стереотипиями, регрессом приобретенных навыков).
Некоторые нарушения можно корректировать самостоятельно по рекомендациям педиатра, психолога, логопеда. При множественных нарушениях стоит обратиться к неврологу, психиатру.
В СРП ГБОУ Центра «ЛИРА» специалисты имеют опыт диагностики и развития детей с РАС, готовы оказать необходимую помощь семьям, воспитывающим «особых» детей.
Литература:
- К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма».
- К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностика раннего детского аутизма».
- И.В. Дандылева, С.В. Доманская, Н.И. Удовенко «Обследование детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии».
- М.А. Полякова М.А. «Как правильно учить ребенка говорить», глава «Ранние проявления аутизма».
Материал подготовила: Н.А. Голубева, педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист Службы ранней помощи ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "ЛИРА".
Кризис 3-х лет «Я - сам!»
Каждый ребенок переживает кризис трех лет по-разному, некоторые – практически незаметно, но большинство детей становятся упрямыми и вредными. Их как будто подменили. И не обязательно этот кризис должен начаться именно в три года (временные рамки индивидуальные - с 2-х до 4-х лет). Как же относиться к кризису 3-х лет? Как вести себя, и как помочь ребенку?
Причины кризиса.
К трем годам ребенок начинает осознавать, что он – Личность. Он равноправный член семьи, такой же, как мама и папа. Теперь он все хочет делать самостоятельно. «Я сам!» – вот как можно охарактеризовать этот период. Ребенок перестает слушаться родителей, перечит им, упрямится, начинает требовать, и не потому, что очень хочет получить какую-то вещь, а просто проверяет, считаются ли с его мнением, принимают ли взрослые его за равноправного члена семьи. Он стремится самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя еще не умеет это делать. Часто ребенок становится агрессивным, резким и драчливым. Малыш хочет, чтобы с ним советовались и спрашивали его мнения, всё «как у взрослых». Поэтому любой ценой пытается завоевать самостоятельность.
Проявления кризиса
- Упрямство. Желая добиться своего, ребенок перестает слушаться взрослых.
- Ревность, деспотизм.
- Негативизм. Это сопротивление взрослым. Если его о чем-то просят, он делает все наоборот, либо не слушается вовсе.
- Обесценивание. То, что раньше ребенку было дорого, теперь для него становится не важным и не интересным.
- Трудности взаимодействия. Трехлетний ребенок теперь воспринимает своих сверстников, и появляются проблемы в ходе совместной деятельности.
- Агрессивность. Ребенка раздражает невозможность получить желаемое, и он становится агрессивным.
Если не обращать внимания на эти особенности и не корректировать их, то кризис может затянуться и негативно отразиться на развитии и поведении ребенка.
Как вести себя родителям?
- Очень важно, чтобы все члены семьи приняли одну тактику воспитания. Чтобы ребенок не думал, почему при маме «нельзя», а при бабушке «можно».
- Взрослым стоит сдерживать свои негативные эмоции, иначе ребенок, подражая взрослым, будет так же себя вести грубо и резко. Следите за собой. Многие слова и поступки ребенок копирует у родителей.
- Теперь стоит к ребенку отнестись как к полноценному члену семьи. Следует просить у него совета, прислушиваться к его мнению, спрашивать разрешение, когда хотите взять его игрушку.
- Во время капризов не стоит взывать его к совести и уж тем более кричать на ребенка, лучше отвлечь малыша, а когда он успокоится, объяснить ему, почему он поступил плохо.
- Если ребенок начал истерику в людном месте (а дети любят играть на публику), то лучше его перенести в другое, менее людное место, положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится. Скажите ребенку, что вы понимаете его состояние, что будете рядом и подождете, пока ему станет легче, а потом займетесь каким-либо интересным делом вместе.
- Позволяйте ребенку быть в чем-то самостоятельным, наделите его бОльшими правами. Ребенок будет очень доволен и почувствует себя «взрослым», если его будут привлекать к выполнению домашних дел (лепить пирожки, стирать, забивать гвозди…), к решению семейных проблем («А ты как думаешь?», «Что теперь делать?»)... Благодарите ребенка за совет, старание, желание помочь.
- Признайте право ребенка на совершение ошибок. Если он что-то делает неправильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся! Просите прощение за свои ошибки, тем самым вы покажите ребенку образец признания и исправления ошибок поведения.
- Иногда нужно сказать твердое «нет!», особенно если ребенок нарушает технику безопасности. Запрет лучше давать с Альтернативой (…это «нельзя», а вот это - «Можно»; здесь «нельзя», а вот там - «Можно»).
- Критично оценивайте только плохой поступок, а не самого ребенка: «Ты у меня такой добрый, а ударил Машу – это плохо…так поступают драчуны. Давай извинимся и пожалеем ее».
- Если ребенок в чем-то виноват, не стоит относиться к нему жестко, лучше обвинить предмет или ситуацию: «Вот какие носочки, спрятались от нас…но мы сейчас найдем их…». Ребенок захочет сам, первый собрать разбросанные вещи и получить похвалу.
- Не скупитесь на похвалу, улыбку, шутку, ласку. Похвала направляет действия ребенка. Малыш заражается положительными эмоциями и меняет свое поведение.
- Сделайте общение с ребенком своего рода игрой. Не хочет мыть руки – вымоем кукле, приговаривая потешку «Водичка-водичка…». Попросим ребенка показать кукле, как правильно надо мыть руки. Не хочет кушать – посадим рядом игрушку и попросим ребенка помочь нам накормить ее.
- Не забывайте про творчество – больше рисуйте, лепите, вместе делайте поделки, играйте с водой, песком, снегом. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями, снимает накопившееся напряжение.
- Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства. Это поможет ему разобраться в своих эмоциях, и увидеть, что вы его понимаете. Например: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль ее, поэтому ты заплакал» или «Тебе приятно, что ты смог это сделать. Ты рад и так веселишься».
Любите ребенка не за что-то, а просто так! Любите его всяким: и счастливым, и заплаканным, и во время истерик, и во время достижений. Любите его всегда. Пусть он это знает и чувствует!
педагог-психолог Голубева Н.А.
«Кинезиологические упражнения». Рекомендации родителям.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют
активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологические сказки для детей.
«В гости к бабушке»
В гости бабушка позвала
Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)
По дорожке пять внучат
В гости к бабушке спешат(пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. ( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое,(руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)
Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак сжат»)
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детей раннего возраста учат выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.





Материал подготовила педагог – психолог Спасова Марина Юрьевна.
