Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                                                                                         Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА»

 

Служба ранней помощи

 

      

Служба ранней помощи ждет вас и ваших детей!

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ

   1. Договор

   2. Годовой план на 2020 год

   3. Анкета первичного приёма

   4. Направление в службу ранней помощи  

 

    В июне 2019 г. на базе ГБОУ Центра «ЛИРА» возобновила свою работу Служба Ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии (риском возникновения нарушения) с рождения до 4х лет (СРП).

    В СРП работают специалисты, имеющие знания и навыки взаимодействия с  «особыми» детьми и их родителями: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.

    В СРП принимаются дети, имеющие проблемы в развитии и поведении, подтвержденные медицинскими диагнозами:

·        дети с задержкой психического, речевого развития;

·        дети с психическими заболеваниями и ранним детским аутизмом;

·        дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

·        дети с синдромом Дауна;

·        дети с комплексными нарушениями развития.

 Основными задачами Службы являются:

 проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

профилактика вторичных нарушений;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития;

включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения «особого» ребенка, гармонизация детско-родительских взаимоотношений;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

  Основное содержание психолого-педагогического сопровождения семьи – реализация индивидуально-ориентированной образовательной программы. Таким образом, СРП становится первым звеном образовательного маршрута для «особого» ребенка.

     В основную группу СРП включаются дети, не посещающие детский сад. В «пролонгированную группу» зачисляются дети «группы риска» для кратковременной помощи и консультирования родителей.

     Детям, посещающим ДОУ, и их семьям нередко тоже необходима специальная помощь. Ребенку и семье в СРП может быть оказано кратковременное (5 –7 встреч) и пролонгированное (изредка, но регулярно, до достижения 4-х лет) психолого-педагогическое сопровождение.    Также, в рамках «пролонгированного консультирования» специалисты СРП могут помогать своим воспитанникам в адаптации к следующему образовательному учреждению, в которое поступает ребенок.

    Основной формой работы специалиста с ребенком и его родителями является игровой сеанс (ИС).

    Особенности проведения игрового сеанса.

   ИС проводится 1-2 раза в неделю в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и семьи.

  Содержание индивидуальных занятий соответствует плану индивидуальной программы развития ребенка и проводится специалистами Службы.

   На игровом сеансе специалист вместе с родителями:

- используют организованную среду для развития ребенка;

- поддерживают состояние эмоционального комфорта детей;

- обеспечивают возможность ребенка самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии.

    Для решения задач индивидуально - ориентированной программы, связанных с социальной и коммуникативной сферами, игровой сеанс может проводиться для двух и более детей и их родителей – групповой игровой сеанс.

    В структуру игрового сеанса могут входить:

- наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;

- сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы и др.;

- наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения (образовательно-воспитательных компетенций);

- сопровождение совместной игры ребенка и родителя с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка и др.;

- совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка и др.;

- занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы (рисование, лепка, конструирование, развитие сенсорного восприятия, мелкой и крупной моторики и др);

- беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др.

 

Специалисты Службы рады помочь всем нуждающимся!

Услуги СРП предоставляются БЕСПЛАТНО!

 


 

Ранняя диагностика аутизма (РАС).

 

Аутизм проявляется в различных расстройствах психического развития ребенка (искаженное развитие). Черты РАС очень разнообразны, порой похожи на невротические симптомы, по степени сложности делятся на 4 группы. Важно как можно раньше «увидеть» аутистические черты, чтобы помочь ребенку скомпенсировать дефект.

Следует обратить внимание на следующие особенности развития ребенка раннего возраста:

·        Общий эмоциональный облик: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность. Периодические "уходы в себя".  Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого. Напряженность, неадекватность мимики.

·        Немотивированные колебания настроения.

·        Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, на балконе, при укачивании). Поверхность, прерывистость сна днем - "спокойная бессонница". Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении, аффективные расстройства по утрам.

·        Возможность кормления лишь в особых условиях. Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой. Привычные рвоты.

·        Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.

·        Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т. д.

·        Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего пространства (расположение мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде.

·        Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие "чувства края" (свешивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха высоты. Нет закрепления опыта контакта с горячим, острым.

·        Страхи бытовых шумов (звуки пылесоса, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.).

·        Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, "мимо", "сквозь"). Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный и т. д.

·        Отсроченность комплекса оживления в младенчестве. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

·        Особенности улыбки: слабость, редкость, "неземная", "лучезарная". Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

·        Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Появление слов "мама", "папа" после других. Их неотнесенность к родителю.

·        Избирательность контактов с детьми. "Сверхобщительность" или негативизм, игнорирование. Стремление к тактильному общению,  как с неодушевленным предметом. Импульсивные действия.

·        Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения.

·        "Псевдоглухота". Избирательность ответных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста.

·        "Псевдослепота". Взгляд "сквозь" объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. Сосредоточенность взгляда на "беспредметном" объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием.

·        Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

·        Гиперсинзетивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

·        Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни: гипертонус, гипотонус.

·        Склонность к аутостимуляции: напряжение отдельных частей тела, конечностей, удары себя по ушам, зажимание их при зевании, удары головой о бортик коляски, спинку кровати, стену. 

·        Двигательные стереотипии: раскачивания, однообразные повороты головы, включение и выключение света, открывание и закрывание дверей, верчение колес, пересыпание мозаики, ритмические сгибания и разгибания пальцев рук, потрахивание кистей рук, кружение вокруг своей оси.

·        Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемещение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках.

·        Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу "заводной игрушки" и т. д.

·        Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания.

·        Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

·        Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. "Полевое" поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения.

·        Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом.

·        Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям.

·        Не сформированность игровых действий. Стереотипность манипуляций с игрушками, неигровыми предметами. Склонность к выкладыванию рядом.

·        Запаздывание или отсутствие фаз гуления, лепета.

·        Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность. Эхолалия.

·        Регресс речи (с 1г. до 3-х л.) на уровне отдельных слов, "плавающие" слова.

·        Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи).

·        Вычурность интонаций.

·        Мутизм (молчание) избирательный.

·        Задержка формирования навыков самообслуживания.

·        Отсутствие способов сообщения взрослому о потребности мочеиспускания или дефекации, длительное "терпение" до высаживания. 

·        Предрасположенность к острым аллергическим реакциям. Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием (симптомы заболевания сопровождаются тревогой, страхами, другими аффективными расстройствами, стереотипиями, регрессом приобретенных навыков).

Некоторые нарушения можно корректировать самостоятельно по рекомендациям педиатра, психолога, логопеда. При множественных нарушениях стоит обратиться к неврологу, психиатру.

         В СРП ГБОУ Центра «ЛИРА» специалисты имеют опыт диагностики и развития детей с РАС, готовы оказать необходимую помощь семьям, воспитывающим «особых» детей.

 

Литература:

- К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма».

- К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностика раннего детского аутизма».

- И.В. Дандылева, С.В. Доманская, Н.И. Удовенко «Обследование детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии».

- М.А. Полякова М.А. «Как правильно учить ребенка говорить», глава «Ранние проявления аутизма».

 

Материал подготовила: Н.А. Голубева, педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист Службы ранней помощи   ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "ЛИРА".

 


 

Кризис 3-х лет «Я - сам!»

         Каждый ребенок переживает кризис трех лет по-разному, некоторые – практически незаметно, но большинство детей становятся упрямыми и вредными. Их как будто подменили. И не обязательно этот кризис должен начаться именно в три года (временные рамки индивидуальные - с 2-х до 4-х лет). Как же относиться к кризису 3-х лет? Как вести себя, и как помочь ребенку?

Причины кризиса.

К трем годам ребенок начинает осознавать, что он – Личность. Он равноправный член семьи, такой же, как мама и папа. Теперь он все хочет делать самостоятельно. «Я сам!» – вот как можно охарактеризовать этот период. Ребенок перестает слушаться родителей, перечит им, упрямится, начинает требовать, и не потому, что очень хочет получить какую-то вещь, а просто проверяет, считаются ли с его мнением, принимают ли взрослые его за равноправного члена семьи. Он стремится самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя еще не умеет это делать. Часто ребенок становится агрессивным, резким и драчливым. Малыш хочет, чтобы с ним советовались и спрашивали его мнения, всё «как у взрослых». Поэтому любой ценой пытается завоевать самостоятельность.

Проявления кризиса

- Упрямство. Желая добиться своего, ребенок перестает слушаться взрослых.

- Ревность, деспотизм.

- Негативизм. Это сопротивление взрослым. Если его о чем-то просят, он делает все наоборот, либо не слушается вовсе.

- Обесценивание. То, что раньше ребенку было дорого, теперь для него становится не важным и не интересным.

-  Трудности взаимодействия. Трехлетний ребенок теперь воспринимает своих сверстников, и появляются проблемы в ходе совместной деятельности.

- Агрессивность. Ребенка раздражает невозможность получить желаемое, и он становится агрессивным.

         Если не обращать внимания на эти особенности и не корректировать их, то кризис может затянуться и негативно отразиться на развитии и поведении ребенка.

Как вести себя родителям?

- Очень важно, чтобы все члены семьи приняли одну тактику воспитания. Чтобы ребенок не думал, почему при маме «нельзя», а при бабушке «можно».

- Взрослым стоит сдерживать свои негативные эмоции, иначе ребенок, подражая взрослым, будет так же себя вести грубо и резко. Следите за собой. Многие слова и поступки ребенок копирует у родителей.

- Теперь стоит к ребенку отнестись как к полноценному члену семьи. Следует просить у него совета, прислушиваться к его мнению, спрашивать разрешение, когда хотите взять его игрушку.

- Во время капризов не стоит взывать  его к совести и уж тем более кричать на ребенка, лучше отвлечь малыша, а когда он успокоится, объяснить ему, почему он поступил плохо.

- Если ребенок начал истерику в людном месте (а дети любят играть на публику), то лучше его перенести в другое, менее людное место, положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится. Скажите ребенку, что вы понимаете его состояние, что будете рядом и подождете, пока ему станет легче, а потом займетесь каким-либо интересным делом вместе.

- Позволяйте ребенку быть в чем-то самостоятельным, наделите его бОльшими правами. Ребенок будет очень доволен и почувствует себя «взрослым», если его будут привлекать к выполнению домашних дел (лепить пирожки, стирать, забивать гвозди…), к решению семейных проблем («А ты как думаешь?», «Что теперь делать?»)... Благодарите ребенка за совет, старание, желание помочь.

- Признайте право ребенка на совершение ошибок. Если он что-то делает неправильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся! Просите прощение за свои ошибки, тем самым вы покажите ребенку образец признания и исправления ошибок поведения.

- Иногда нужно сказать твердое «нет!», особенно если ребенок нарушает технику безопасности. Запрет лучше давать с Альтернативой (…это «нельзя», а вот это - «Можно»; здесь «нельзя», а вот там - «Можно»).

- Критично оценивайте только плохой поступок, а не самого ребенка: «Ты у меня такой добрый, а ударил Машу – это плохо…так поступают драчуны. Давай извинимся и пожалеем ее».

- Если ребенок в чем-то виноват, не стоит относиться к нему жестко, лучше обвинить предмет или ситуацию: «Вот какие носочки, спрятались от нас…но мы сейчас найдем их…». Ребенок захочет сам, первый собрать разбросанные вещи и получить похвалу.

- Не скупитесь на похвалу, улыбку, шутку, ласку. Похвала направляет действия ребенка. Малыш заражается положительными эмоциями и меняет свое поведение.

- Сделайте общение с ребенком своего рода игрой. Не хочет мыть руки – вымоем кукле, приговаривая потешку «Водичка-водичка…».  Попросим ребенка показать кукле, как правильно надо мыть руки. Не хочет кушать – посадим рядом игрушку и попросим ребенка помочь нам накормить ее.

- Не забывайте про творчество – больше рисуйте, лепите, вместе делайте поделки, играйте с водой, песком, снегом. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями, снимает накопившееся напряжение.

- Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства. Это поможет ему разобраться в своих эмоциях, и увидеть, что вы его понимаете. Например: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль ее, поэтому ты заплакал» или «Тебе приятно, что ты смог это сделать. Ты рад и так веселишься».

Любите ребенка не за что-то, а просто так! Любите его всяким: и счастливым, и заплаканным, и во время истерик, и во время достижений. Любите его всегда. Пусть он это знает и чувствует!

педагог-психолог Голубева Н.А.

 

 

«Кинезиологические упражнения». Рекомендации родителям.

 

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих

активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют

активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

 

Кинезиологические сказки для детей.

«В гости к бабушке»

В гости бабушка позвала

Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)

По дорожке пять внучат

В гости к бабушке спешат(пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. ( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое,(руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)

Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)

Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак сжат»)

  

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детей раннего возраста учат выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

 

   

                                                                           

 

 

Материал подготовила педагог – психолог Спасова Марина Юрьевна.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"