Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                                                                                         Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА»

 

Профилактика употребления ПАВ среди подростков

 

 Задача профилактики:

научить радости созидания,

а не запугивать

 

       26 июня 2013 года в Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом с подростками города Георгиевска прошло увлекательное занятие «Дерево жизни», направленное на развитие стремления к самопознанию и саморазвитию, уважению к себе  и другим; развитие положительного образа будущего, умению планировать, подчинять сиюминутные интересы стратегическим целям, профилактику зависимостей. Именно в подростковом возрасте многие ребята начинают курить, пробовать алкоголь, а некоторые – даже наркотики. Подобное случается по ряду причин, среди которых – любопытство и жажда новых ощущений, стремление к взрослости и самоутверждению, подчинение или добровольное следование нормам группы. Употребление психоактивных веществ также может быть связано с желанием получить удовольствие или уйти от проблем. В силу своих психофизиологических особенностей подростки действительно сильно уязвимы – они находятся в зоне действия разных факторов риска – как внешних, так и внутренних. И, конечно, эти ребята нуждаются во внимании и защите, сочувствии и поддержке со стороны старшего поколения. Правильная позиция взрослого, ненавязчивая и грамотная помощь в решении проблем и организации жизни помогает школьникам избежать многих возможных неприятностей, в том числе, касающихся употребления ПАВ.

     Работа психолога необходима, чтобы успеть сформировать у детей своеобразный психологический иммунитет, укрепить личность ребенка в плане противостояния неизбежным отрицательным воздействиям окружающей среды: развить у подростков адекватные представления об опасном и безопасном поведении и обучить навыкам, снижающим влияние факторов риска. Это, например, формирование умения противостоять групповому давлению и агрессивному воздействию рекламы, развитие способности отстаивать собственное мнение. Тренинговые занятия проводятся психологами в образовательных учреждениях города и носят регулярный характер. Как  важный момент профилактической работы на базе Центра организуются встречи, ориентированные на альтернативные виды деятельности и ЗОЖ. Приглашаются подростки, которые по тем или иным причинам относятся к «группе риска». Критериями такого риска могут быть, в частности, положительные высказывания о ПАВ, оправдание их использования другими людьми, высокий уровень информированности о действии алкоголя и наркотиков на состояние и поведение человека, наличие психологических проблем и неуспешность в решении задач взросления, соответствующих данному возрасту.

         На нашей встрече мы говорили о том, что мир очень многообразен. Что в нем есть плохое и хорошее, веселое и грустное, доброе и злое, опасное и безопасное, скучное и интересное, вредное и полезное…Сначала мы решили разобраться с отрицательными явлениями и событиями действительности. И на широкой зеленой кроне Дерева жизни стали появляться тревожные черные листочки. Они символизировали называемые школьниками печали наших дней: наркоманию, курение, алкоголизм, болезни, преступления и несчастные случаи, ссоры и расставания…Постепенно завязалась беседа, и мы смогли узнать, что именно известно ребятам о вреде ПАВ, и поговорить об этом; обсудили мы и то, каким образом дети смогут отказаться от предложений попробовать эти вещества.

       Вторая часть занятия была более позитивной. Потому что в мире есть и светлые стороны, и на Дереве жизни распускаются не только черные листья! Мы заранее приготовили листья других расцветок – красные, желтые, оранжевые, розовые, зеленые, синие. На них после небольшого общего обсуждения школьники написали то хорошее, из чего состоит наша жизнь. Ведь каждый из нас может делать лучше и добрее не только свое существование, но и окружающую действительность! В чем мы успешны? Чему полезному мы научились? Какие уроки нам нравятся больше всего? Какой вид спорта нас привлекает? Что мы умеем изготавливать своими руками? Что нас радует? Кто помогает нам и поддерживает нас? Кому помогаем и кого поддерживаем мы сами? На Дереве выросли яркие, красивые листья. Конечно, грустного и опасного не стало меньше вокруг, но чаша весов склонилась в сторону хорошего, творцами которого были сами дети. Ведь именно с помощью своих умений мы проявляем себя, изменяем мир в положительную сторону, ощущая радость от созидания, а не от алкоголя и наркотиков.

        Подводя итог, можно сказать, что развитие способности получать удовольствие от созидательной активности является гораздо более важной профилактической задачей, чем информирование о вреде психоактивных веществ.

 

В статье использовались материалы журнала "Здоровье детей", ноябрь, 2011

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"