Задача каждого ребенка — стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше. В каждом возрасте у ребенка есть области, с задачами в которых он может справляться сам. Трехлетка может самостоятельно есть и одеваться, пятилетний — убирать за собой игрушки, шестиклассник — помнить, какие уроки заданы, и самостоятельно их делать, подросток — заводить друзей и выбирать занятия по душе, а выпускник совершает один из самых серьезных выборов в своей жизни — профессию и ВУЗ. Нередкой, однако, становится ситуация, когда родителям легче, спокойнее и удобнее многие вещи делать за ребенка. Причины могу быть разные — взрослый сделает быстрее, лучше, аккуратнее, так спокойнее и безопаснее. Но каждый раз, выполняя что-то, с чем ребенок может справиться мы выстраиваем пусть небольшую, но преграду на пути развития его самостоятельности и ответственности. Другое дело, что в каждом возрасте различны объем и качество тех дел, которые мы можем поручить ребенку и за которые готовы отдать ему ответственность за результат.
Как приучить ребенка к порядку?
Приучать ребенка к порядку следует с самого раннего детства. Ваш малыш уже умеет одеваться и раздеваться сам? Замечательно! Приучайте его сразу же класть вещи на место. Сложить игрушки обратно в коробку, отнести тарелку в мойку... Такие мелочи легко усваиваются в раннем детстве, если они сопровождаются похвалой, ласковым обращением и превращены в игру, а не в скучную обязанность. Очень важно доверять ребенку выполнять те задания, которые ему по силам и которыми он в возрасте 3-5 лет занимается охотно. Возможно, при этом немного страдает качество: взрослый аккуратнее разложит в детском уголке игрушки, и тарелка не разобьется в руках у мамы. Но, если мы стремимся все сделать за маленького ребенка, потому что у нас это лучше или быстрее получится, вполне закономерно, что впоследствии он ничего не сможет и не захочет делать самостоятельно. Пропущен важнейший период, когда у малыша возникал естественный интерес к домашним обязанностям и делам, и если тогда при правильном подходе их выполнение вошло бы в привычку, то в более позднем возрасте приучать ребенка к порядку становится гораздо труднее.
По мере того как ребенок взрослеет, поручайте ему несложные домашние дела. Важно, чтобы он понимал, что у всех членов семьи, в том числе и у него, есть свои обязанности и их нужно выполнять.
Приучить к порядку подростка, если это ему и раньше было не свойственно, становится уже практически невозможно. Чтобы держать ситуацию под контролем, настаивайте на соблюдении чистоты в тех помещениях, которыми пользуются все члены семьи. Выдвигайте четкие требования к порядку в доме и вмените ребенку в обязанность делать какую-то часть работы. Не забывайте поощрять за хорошо проделанную работу, но и не отступайте от своих требований, если они не выполнены. Однако не советуем бросать все свои силы на то, чтобы в комнате ребенка и в его личных вещах были идеальная чистота и порядок. Подростки очень ревностно относятся к своему пространству, и попытки заставить их убрать комнату, вопреки их собственному желанию, чреваты конфликтами.
Немаловажную роль играет то, как относятся к порядку в доме другие члены семьи. Ребенок перенимает наблюдаемые образцы поведения, впитывая их как губка. И прежде чем ссориться с ребенком по поводу его неопрятности или беспорядка в комнате, посмотрите, как обстоит дело у взрослых. Если кому-то из родителей не свойственно складывать вещи на место, убирать за собой грязную посуду, застилать постель, то неудивительно, что одежду и книги ребенка можно будет найти в самых необычных местах, портфель будет собираться за три минуты до выхода в школу, а тарелка останется на том месте, где ребенок ел в последний раз.
Источник: Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей. СПб.: Издательство «Речь», 2006.