Служба ранней помощи

                                                                                                         Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА»

 

Служба ранней помощи

 

      

Служба ранней помощи ждет вас и ваших детей!

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ

   1. Договор

   2. Годовой план на 2020 год

   3. Анкета первичного приёма

   4. Направление в службу ранней помощи  

 

    В июне 2019 г. на базе ГБОУ Центра «ЛИРА» возобновила свою работу Служба Ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии (риском возникновения нарушения) с рождения до 4х лет (СРП).

    В СРП работают специалисты, имеющие знания и навыки взаимодействия с  «особыми» детьми и их родителями: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.

    В СРП принимаются дети, имеющие проблемы в развитии и поведении, подтвержденные медицинскими диагнозами:

·        дети с задержкой психического, речевого развития;

·        дети с психическими заболеваниями и ранним детским аутизмом;

·        дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

·        дети с синдромом Дауна;

·        дети с комплексными нарушениями развития.

 Основными задачами Службы являются:

 проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

профилактика вторичных нарушений;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития;

включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения «особого» ребенка, гармонизация детско-родительских взаимоотношений;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

  Основное содержание психолого-педагогического сопровождения семьи – реализация индивидуально-ориентированной образовательной программы. Таким образом, СРП становится первым звеном образовательного маршрута для «особого» ребенка.

     В основную группу СРП включаются дети, не посещающие детский сад. В «пролонгированную группу» зачисляются дети «группы риска» для кратковременной помощи и консультирования родителей.

     Детям, посещающим ДОУ, и их семьям нередко тоже необходима специальная помощь. Ребенку и семье в СРП может быть оказано кратковременное (5 –7 встреч) и пролонгированное (изредка, но регулярно, до достижения 4-х лет) психолого-педагогическое сопровождение.    Также, в рамках «пролонгированного консультирования» специалисты СРП могут помогать своим воспитанникам в адаптации к следующему образовательному учреждению, в которое поступает ребенок.

    Основной формой работы специалиста с ребенком и его родителями является игровой сеанс (ИС).

    Особенности проведения игрового сеанса.

   ИС проводится 1-2 раза в неделю в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и семьи.

  Содержание индивидуальных занятий соответствует плану индивидуальной программы развития ребенка и проводится специалистами Службы.

   На игровом сеансе специалист вместе с родителями:

- используют организованную среду для развития ребенка;

- поддерживают состояние эмоционального комфорта детей;

- обеспечивают возможность ребенка самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии.

    Для решения задач индивидуально - ориентированной программы, связанных с социальной и коммуникативной сферами, игровой сеанс может проводиться для двух и более детей и их родителей – групповой игровой сеанс.

    В структуру игрового сеанса могут входить:

- наблюдение за свободной игрой ребенка с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;

- сопровождение свободной игры ребенка с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы и др.;

- наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения (образовательно-воспитательных компетенций);

- сопровождение совместной игры ребенка и родителя с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка и др.;

- совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка и др.;

- занятие специалиста с ребенком с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы (рисование, лепка, конструирование, развитие сенсорного восприятия, мелкой и крупной моторики и др);

- беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и др.

 

Специалисты Службы рады помочь всем нуждающимся!

Услуги СРП предоставляются БЕСПЛАТНО!

 


Ранняя диагностика аутизма (РАС).

 Аутизм проявляется в различных расстройствах психического развития ребенка (искаженное развитие). Черты РАС очень разнообразны, порой похожи на невротические симптомы, по степени сложности делятся на 4 группы. Важно как можно раньше «увидеть» аутистические черты, чтобы помочь ребенку скомпенсировать дефект.

Следует обратить внимание на следующие особенности развития ребенка раннего возраста:

·        Общий эмоциональный облик: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность. Периодические "уходы в себя".  Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого. Напряженность, неадекватность мимики.

·        Немотивированные колебания настроения.

·        Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, на балконе, при укачивании). Поверхность, прерывистость сна днем - "спокойная бессонница". Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении, аффективные расстройства по утрам.

·        Возможность кормления лишь в особых условиях. Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой. Привычные рвоты.

·        Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.

·        Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т. д.

·        Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего пространства (расположение мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде.

·        Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие "чувства края" (свешивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха высоты. Нет закрепления опыта контакта с горячим, острым.

·        Страхи бытовых шумов (звуки пылесоса, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.).

·        Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, "мимо", "сквозь"). Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный и т. д.

·        Отсроченность комплекса оживления в младенчестве. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

·        Особенности улыбки: слабость, редкость, "неземная", "лучезарная". Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

·        Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Появление слов "мама", "папа" после других. Их неотнесенность к родителю.

·        Избирательность контактов с детьми. "Сверхобщительность" или негативизм, игнорирование. Стремление к тактильному общению,  как с неодушевленным предметом. Импульсивные действия.

·        Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения.

·        "Псевдоглухота". Избирательность ответных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста.

·        "Псевдослепота". Взгляд "сквозь" объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. Сосредоточенность взгляда на "беспредметном" объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием.

·        Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

·        Гиперсинзетивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

·        Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни: гипертонус, гипотонус.

·        Склонность к аутостимуляции: напряжение отдельных частей тела, конечностей, удары себя по ушам, зажимание их при зевании, удары головой о бортик коляски, спинку кровати, стену. 

·        Двигательные стереотипии: раскачивания, однообразные повороты головы, включение и выключение света, открывание и закрывание дверей, верчение колес, пересыпание мозаики, ритмические сгибания и разгибания пальцев рук, потрахивание кистей рук, кружение вокруг своей оси.

·        Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемещение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках.

·        Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу "заводной игрушки" и т. д.

·        Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания.

·        Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

·        Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. "Полевое" поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения.

·        Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом.

·        Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям.

·        Не сформированность игровых действий. Стереотипность манипуляций с игрушками, неигровыми предметами. Склонность к выкладыванию рядом.

·        Запаздывание или отсутствие фаз гуления, лепета.

·        Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность. Эхолалия.

·        Регресс речи (с 1г. до 3-х л.) на уровне отдельных слов, "плавающие" слова.

·        Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи).

·        Вычурность интонаций.

·        Мутизм (молчание) избирательный.

·        Задержка формирования навыков самообслуживания.

·        Отсутствие способов сообщения взрослому о потребности мочеиспускания или дефекации, длительное "терпение" до высаживания. 

·        Предрасположенность к острым аллергическим реакциям. Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием (симптомы заболевания сопровождаются тревогой, страхами, другими аффективными расстройствами, стереотипиями, регрессом приобретенных навыков).

Некоторые нарушения можно корректировать самостоятельно по рекомендациям педиатра, психолога, логопеда. При множественных нарушениях стоит обратиться к неврологу, психиатру.

         В СРП ГБОУ Центра «ЛИРА» специалисты имеют опыт диагностики и развития детей с РАС, готовы оказать необходимую помощь семьям, воспитывающим «особых» детей.

 

Литература:

- К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма».

- К.С. Лебединская, О.С. Никольская «Диагностика раннего детского аутизма».

- И.В. Дандылева, С.В. Доманская, Н.И. Удовенко «Обследование детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии».

- М.А. Полякова М.А. «Как правильно учить ребенка говорить», глава «Ранние проявления аутизма».

 

Материал подготовила: Н.А. Голубева, педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист Службы ранней помощи   ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "ЛИРА".

 


 

Кризис 3-х лет «Я - сам!»

         Каждый ребенок переживает кризис трех лет по-разному, некоторые – практически незаметно, но большинство детей становятся упрямыми и вредными. Их как будто подменили. И не обязательно этот кризис должен начаться именно в три года (временные рамки индивидуальные - с 2-х до 4-х лет). Как же относиться к кризису 3-х лет? Как вести себя, и как помочь ребенку?

Причины кризиса.

К трем годам ребенок начинает осознавать, что он – Личность. Он равноправный член семьи, такой же, как мама и папа. Теперь он все хочет делать самостоятельно. «Я сам!» – вот как можно охарактеризовать этот период. Ребенок перестает слушаться родителей, перечит им, упрямится, начинает требовать, и не потому, что очень хочет получить какую-то вещь, а просто проверяет, считаются ли с его мнением, принимают ли взрослые его за равноправного члена семьи. Он стремится самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя еще не умеет это делать. Часто ребенок становится агрессивным, резким и драчливым. Малыш хочет, чтобы с ним советовались и спрашивали его мнения, всё «как у взрослых». Поэтому любой ценой пытается завоевать самостоятельность.

Проявления кризиса

- Упрямство. Желая добиться своего, ребенок перестает слушаться взрослых.

- Ревность, деспотизм.

- Негативизм. Это сопротивление взрослым. Если его о чем-то просят, он делает все наоборот, либо не слушается вовсе.

- Обесценивание. То, что раньше ребенку было дорого, теперь для него становится не важным и не интересным.

-  Трудности взаимодействия. Трехлетний ребенок теперь воспринимает своих сверстников, и появляются проблемы в ходе совместной деятельности.

- Агрессивность. Ребенка раздражает невозможность получить желаемое, и он становится агрессивным.

         Если не обращать внимания на эти особенности и не корректировать их, то кризис может затянуться и негативно отразиться на развитии и поведении ребенка.

Как вести себя родителям?

- Очень важно, чтобы все члены семьи приняли одну тактику воспитания. Чтобы ребенок не думал, почему при маме «нельзя», а при бабушке «можно».

- Взрослым стоит сдерживать свои негативные эмоции, иначе ребенок, подражая взрослым, будет так же себя вести грубо и резко. Следите за собой. Многие слова и поступки ребенок копирует у родителей.

- Теперь стоит к ребенку отнестись как к полноценному члену семьи. Следует просить у него совета, прислушиваться к его мнению, спрашивать разрешение, когда хотите взять его игрушку.

- Во время капризов не стоит взывать  его к совести и уж тем более кричать на ребенка, лучше отвлечь малыша, а когда он успокоится, объяснить ему, почему он поступил плохо.

- Если ребенок начал истерику в людном месте (а дети любят играть на публику), то лучше его перенести в другое, менее людное место, положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится. Скажите ребенку, что вы понимаете его состояние, что будете рядом и подождете, пока ему станет легче, а потом займетесь каким-либо интересным делом вместе.

- Позволяйте ребенку быть в чем-то самостоятельным, наделите его бОльшими правами. Ребенок будет очень доволен и почувствует себя «взрослым», если его будут привлекать к выполнению домашних дел (лепить пирожки, стирать, забивать гвозди…), к решению семейных проблем («А ты как думаешь?», «Что теперь делать?»)... Благодарите ребенка за совет, старание, желание помочь.

- Признайте право ребенка на совершение ошибок. Если он что-то делает неправильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся! Просите прощение за свои ошибки, тем самым вы покажите ребенку образец признания и исправления ошибок поведения.

- Иногда нужно сказать твердое «нет!», особенно если ребенок нарушает технику безопасности. Запрет лучше давать с Альтернативой (…это «нельзя», а вот это - «Можно»; здесь «нельзя», а вот там - «Можно»).

- Критично оценивайте только плохой поступок, а не самого ребенка: «Ты у меня такой добрый, а ударил Машу – это плохо…так поступают драчуны. Давай извинимся и пожалеем ее».

- Если ребенок в чем-то виноват, не стоит относиться к нему жестко, лучше обвинить предмет или ситуацию: «Вот какие носочки, спрятались от нас…но мы сейчас найдем их…». Ребенок захочет сам, первый собрать разбросанные вещи и получить похвалу.

- Не скупитесь на похвалу, улыбку, шутку, ласку. Похвала направляет действия ребенка. Малыш заражается положительными эмоциями и меняет свое поведение.

- Сделайте общение с ребенком своего рода игрой. Не хочет мыть руки – вымоем кукле, приговаривая потешку «Водичка-водичка…».  Попросим ребенка показать кукле, как правильно надо мыть руки. Не хочет кушать – посадим рядом игрушку и попросим ребенка помочь нам накормить ее.

- Не забывайте про творчество – больше рисуйте, лепите, вместе делайте поделки, играйте с водой, песком, снегом. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями, снимает накопившееся напряжение.

- Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства. Это поможет ему разобраться в своих эмоциях, и увидеть, что вы его понимаете. Например: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль ее, поэтому ты заплакал» или «Тебе приятно, что ты смог это сделать. Ты рад и так веселишься».

Любите ребенка не за что-то, а просто так! Любите его всяким: и счастливым, и заплаканным, и во время истерик, и во время достижений. Любите его всегда. Пусть он это знает и чувствует!

педагог-психолог Голубева Н.А.

  

«Кинезиологические упражнения». Рекомендации родителям.

 

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих

активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют

активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

 

Кинезиологические сказки для детей.

«В гости к бабушке»

В гости бабушка позвала

Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой)

По дорожке пять внучат

В гости к бабушке спешат(пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик. ( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое,(руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)

Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)

Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак сжат»)

  

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детей раннего возраста учат выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

 

   

                                                                           

 

 

Материал подготовила педагог – психолог Спасова Марина Юрьевна.

 

 

Пути принятия «особого» ребенка.

Каждый ребенок уникален и неповторим. У каждого есть свои достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Очень важно принять своего ребенка таким, какой он есть! Принятие развивает у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствует полноценному развитию личности.

Процесс принятия «особых» детей не у всех родителей проходит быстро и успешно, даже если ребенок имеет незначительные нарушения в развитии: суетлив, молчалив, боязлив, если нарушено звукопроизношение, внимание, память и т.д.

А если ребенок с особыми потребностями, с тяжелыми или множественными нарушениями, то очень сложно принять диагнозы, создать ему безопасную среду, определенные специальные условия для жизни и развития.

Когда родители узнают о том, что их ребенок не такой, как большая часть других детей — это, конечно же, горе для любой семьи.

Психологи выделяют несколько этапов горевания. Они могут длиться разные периоды и сменять друг друга или существовать одновременно. Но все это нормальная реакция человека на трагические новости, это определенные защитные механизмы человеческой психики при адаптации к проблеме.

Поэтому, прежде чем принять ребенка и оказывать ему полноценную помощь, родители проживают следующие этапы или стадии.

 

Стадии принятия семьей «особого» ребенка.

1. Стадия шоковой реакции, отрицание (хаос во внутреннем мире матери, отца - «этого не может быть», «почему я?», «за что?»)

Стадия отрицания характеризуется тем, что родители, не желая замечать нарушений в развитии ребенка, давят на него, принуждая быть, как все, делать то, что ему не по силам. Родители могут отказываться от психолого – педагогической поддержки и бесконечно ходить по врачам, добиваясь приемлемого для них диагноза.

 

2. Злость.

Когда человек осознает, что изменения реальны, отрицание переходит в злость, которая может быть направлена совершенно в разные стороны. Родители начинают испытывать чувства вины или агрессии, могут необоснованно обвинять себя, других и даже Бога в том, что так произошло.

 

3. Торг или сделка.

На этой стадии родители начинают верить в чудодейственное исцеление. Они уверены, что если приложат максимум усилий в реабилитации ребенка или примут участие в каком-нибудь добром деле, состояние ребенка чудесным образом улучшится. Это своеобразная попытка отложить неизбежное.

 

4. Депрессия.

Со временем, когда родители понимают, что чудесного исцеления не произойдет и гнев не может изменить состояние ребенка, приходит чувство подавленности, разочарования, опустошенности. Гаснет интерес к жизни, родители впадают в депрессию.

Такая реакция может означать, что взрослые начинают признавать реальность нарушений, и это - поворотный пункт процесса адаптации.

 

5. Адаптация к диагнозу, принятие или смирение.

Только на этой стадии происходит принятие ребенка и себя в новом статусе, понимание ситуации и, наконец-то, оказание помощи ребенку.

Такое состояние нельзя назвать счастливым. Это скорее покорное принятие, смирение. Но именно теперь родители способны:

- спокойно говорить о проблемах ребенка;

- сотрудничать со специалистами и совместно с ними составлять индивидуальные планы развития своего ребенка;

- не проявлять по отношению к ребенку гиперопеку, чрезмерную и ненужную строгость.

- родитель ориентируется на потребности и возможности ребенка

- способны иметь личные интересы, не связанные с ребенком.

 

Все чувства и эмоции по дороге от «отрицания» до «принятия» нормальны в течение года.

Если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется обратиться за помощью к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.

Большинство родителей описывают принятие как нестабильный процесс, как нечто, что приходит и уходит. И речь идет не только о принятии особенностей ребенка, но и принятия того, что изменилась жизнь в целом.

Часто родителям кажется, что жизнь закончилась и ничего из того, о чем они мечтали, уже не случится. Но это не так!

Многое из того, что кажется невозможным и невероятным вначале — становится потом совершенно реально! Постепенно появятся новые мечты.

Самое главное постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Очень важно найти людей, с которыми можно открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, неприемлемых и ужасных. Кроме этого, нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс.

Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей, рассказать, как они справляются со своими чувствами. Такая поддержка непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.

Получая новые знания, опыт, родителям важно постоянно заботиться о себе, не запрещать себе быть самим собой, научиться выражать возникающие негативные чувства безболезненно для окружающих. Это, пожалуй, самый главный путь к принятию ребенка. Важно быть уверенными в себе, уравновешенными, доброжелательными. Дети подсознательно считывают уверенность родителей и чувствуют себя защищенными.

В спокойном состоянии родитель сможет понятно объяснить другим людям, как общаться с их ребенком и в чем конкретно заключается его особенность.

Со временем придет понимание того, что существующие отклонения в развитии — это всего лишь одна сторона малыша. Если не концентрироваться на ней, то можно найти и достоинства ребенка, делающие его неповторимым.

 

Методы гармонизации детско-родительских отношений разнообразны. Можно предложить некоторые психологические упражнения, игры на принятие своего ребенка.

 

Упражнение  «Зато мой ребенок…»

Цель: развитие установки на позитивное восприятие своего ребенка.

Инструкция: «Давайте объективно посмотрим на ребенка со всех сторон и перечислим его недостатки и достоинства.

Для этого лист бумаги нужно разделить на 2 части. С одной стороны напишите минусы вашего ребенка, а с другой - все его плюсы».

Наблюдайте за собой, что сразу приходит в голову, что легче писать - минусы или плюсы. На стадии Принятия обе колонки будут заполняться равномерно, плюсов должно быть больше, чем минусов.

Теперь зачитываем написанное, вставляя между минусами и плюсами слово «зато».

Например: «Мой сын Илья не разговаривает, зато он понимает меня и использует жесты". "Мой ребенок не играет с другими детьми, зато он хорошо различает цвета и складывает пирамидку". "Мой ребенок почти не двигается, зато у него добрая улыбка"…

 

Упр. «Похвала»

Цель: гармонизировать ДДО, создать позитивный настрой на совместную деятельность.

Хвалить надо как ребенка, так и себя. Задумайтесь, как часто вы себя хвалите? Многие родители говорят "Никогда", "Не помню", а ведь Похвала создает положительный эмоциональный фон и чем ее больше, тем быстрее идет развитие ребенка, тем увереннее родитель в своих воспитательных функциях. Хвалить можно по-разному:

- «Здорово!», "Хорошо", "Интересно", "Необычно" (похвала без обозначения конкретных действий).

- «Ты — моя умница, хорошая девочка» (общая похвала, которая дает ребенку уверенность в безусловной родительской любви)

- «Какой ты Молодец, построил башенку». "Ты у меня такой добрый, погладил котенка" (общая похвала + похвала за конкретные действия).

Похвала, с обозначением конкретных действий, способствует закреплению навыков и побуждает ребенка выполнять определенные действия. И дети, и родители испытывают при этом положительные эмоции.

Еще несколько примеров:

- «Красивый получился домик!» (похвала с обозначением конкретных действий).

- «Как удобно ты сидишь за столом!» (похвала с обозначением конкретных действий).

- «Мне нравится, когда ты со мной рядом» (похвала с обозначением конкретных действий).

Так можно одобрить любое совершенное действие, но можно хвалить себя, ребенка, когда еще ничего не сделано. Такая похвала называется Предвосхищающая. Она направляет действия ребенка в нужное русло, развивает мотив. Ребенок скорее выполнит просьбу маму, задание, если его заранее похвалили. Н-р, Родитель спрашивает: "Где машинка?". Ребенок побежал куда-то. Взрослый хвалит: "Вот молодец сразу меня услышал, уже побежал искать!".

- Родитель зовет: "Иди ко мне". Ребенок пошел в другом направлении. Как похвалить в таком случае, ведь хочется сразу окрикнуть его, схватить, тянуть к себе. Возможен такой вариант похвалы: "Правильно ты понял, что надо идти, но я здесь – ку-ку!" При этом похлопать, позвенеть, прикрыть лицо ладонями, привлекая внимание ребенка.

Родителям следует также пользоваться невербальными знаками выражения похвалы, например, аплодировать ребенку, прикасаться к нему и поглаживать его, улыбаться и применять выразительные интонации, позволяющие передать восторг и одобрение.

 

Упр. «Подстройка»

Цель: понять и принять особенности ребенка, способствовать его развитию.

Если у ребенка есть навязчивые движения (раскачивания, похлопывания, какие-либо однообразные действия с предметами), то их не стоит запрещать и ругать. Принимать ребенка – значит быть с ним на одной волне, подстроиться и делать как он, повторять действия ребенка, дополнительно озвучивая их или расширяя поле деятельности.

Н-р, ребенок раскачивается, как неваляшка. Взрослый начинает тоже раскачиваться, напевая "дин-дон", привлекая внимание ребенка, развивая его речь.

Н-р, Ребенок выстраивает машинки в ряд – взрослый ставит и свою, приговаривая "би-би" и едет по дорожке, развивая игровые навыки.

 

Тактильные игры.

Цель: сблизиться с ребенком, формируя у него чувство безопасности.

Чтобы быстрее принять ребенка, нужно сократить дистанцию с ним (присесть, посадить на колени, обнять). В этом помогут тактильные игры:

Н-р, на коленях взрослого ("Ехали-ехали"), на ногах взрослого ("Мы шагаем-топ-топ"), кружения различным способом ("Самолетик"), игровой массаж ("Рельсы-шпалы") и др.

 

Игр, упражнений много. Любые из них будут полезны для гармонизации детско-родительских отношений.

Главное помнить о том, что, каким бы ни был ваш ребенок, он— личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами.

А родители — это самые дорогие и любимые люди в его жизни, самая главная опора и поддержка для него.

 

 

Педагог-психолог ГБОУ Центра «ЛИРА»,

ТПМПК, СРП Георгиевсского

городского округа                                                                    Н.А. Голубева

 


 

 

Техника развивающего общения с «особым» ребенком – направленная ребенком интеракция (НРИ).

 

Данный подход семейной игровой психотерапии активизирует взаимодействие родителей и детей, способствует формированию у ребенка ценных социальных, речевых навыков, практических умений и способности к более длительной концентрации внимания на выполняемых им действиях, повышает  самооценку ребенка, эмоциональную отзывчивость и служит преодолению используемой ребенком тактики привлечения к себе внимания плохим поведением.          

 

НРИ — «НЕ ДЕЛАЙ!»

           

«Не критикуй!», «Не командуй», «Не говори много»

Многие родители полагают, что, задавая ребенку множество вопросов, уговаривая или указывая, какое слово повторить («Скажи мама…, му-му…»), они вступают с ним в более активный диалог. Однако наблюдения показывают, что это блокирует спонтанную речь, коммуникативные возможности ребенка, вызывает протестное поведение. Важно у таких деток развивать и невербальное общение: жесты, мимику, интонацию речи.

            Необходимо избегать в ходе НРИ критических замечаний, которые могут представлять собой как прямую критику ребенка, так и утверждения, выражающие несогласие с его словами и действиями. Некоторые примеры критических замечаний: «Ты построил слишком высокую башню, она наверняка упадет». «Эта деталь сюда не подходит». «Разве это круг? Это больше похоже на квадрат».

            Если ребенок  высказывает неверные суждения, родители могут и должны его поправить, избегая при этом критических высказываний.

Пример: родитель просит дать зеленый кубик. Ребенок дает красный.
Родитель: «Нет, этот кубик не зеленый, а красный» (критическое замечание).
Правильная реакция:  «Ты взял красный кубик, вот зеленый…» (родитель поправляет ребенка, избегая критики).

            Во втором случае родитель поправил ребенка, но не заставил его при этом почувствовать, что он не прав. Ребенок продолжит общение.

Можно критично отозваться о самом предмете, а не ругать ребенка в целом. Н-р: «Вот какие игрушки, разбежались по всей комнате. Ну-ну-ну. Соберем их в коробку...». Ребенок включается в совместную деятельность.

НРИ — «ДЕЛАЙ!»

Описание

            Родителям предлагается описывать хорошее поведение ребенка в момент совершения им тех или иных действий. Например: «Ты кладешь игрушки на стол». «Это красный кубик». «Ты рисуешь круг». Поскольку описание деятельности является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать описания плохого поведения.

            Описание воспринимается ребенком как поддержка действий и способствует повышению его самооценки. Описание выполняемых ребенком действий обогащает его словарный запас и развивает концентрацию внимания. Этот метод побуждает ребенка к самостоятельному описанию своих действий, что важно не только для развития речевой экспрессии, но и для формирования образа «я», а также для закрепления полученных навыков.

Отражение

            Отражение представляет собой повторение того, что ребенок только что произнес. Однако при этом не обязательно использовать те же самые слова, что и он. Следует распространять  предложение, уточняя чувства, желания ребенка. Главное, чтобы новое высказывание выражало тот же смысл. Так, например, если ребенок, подходя к доске, говорит:

«Я порисую», родитель может сказать: «Ты хочешь порисовать на доске». В тех же случаях, когда ребенок еще плохо владеет речью, отражение может предполагать использование звуков и междометий. Тем самым родитель показывает ребенку, что он его понимает и внимательно относится к тому, что ребенок пытается выразить.

 Вот некоторые примеры отражений.

- Ребенок: «Упало...». Родитель: «Да, башня упала».
- Ребенок: «Кубики!». Родитель: «Да, в этой коробке — кубики».

Имитация

            Имитация  побуждает ребенка имитировать действия родителя и тем самым повышает степень его активности. Родитель описывает действия ребенка и подстраивается под него, создавая сюжет игры, разворачивая действия ребенка.

 Некоторые примеры имитации: - Ребенок (начинает строить башню). Родитель: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню и еще заборчик».

- Ребенок (играет с животными»). Родитель: «Ты ставишь льва и львицу вместе» (описание). «Я поставлю слона и слониху» (имитация).  

Похвала

            Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий.

Некоторые примеры: - «Здорово!» (похвала без обозначения конкретных действий).
- «Ты — хорошая девочка» (похвала без обозначения конкретных действий).
- «Ты — хороший мальчик, посадил куклу в машину» (похвала
за конкретные действия
).
- «Красивый получился домик!» (похвала с обозначением конкретных действий).
- «Как удобно ты устроился за столом!» (похвала с обозначением конкретных действий).
- «Мне нравится, когда ты со мной говоришь» (похвала с обозначением конкретных действий).

            Похвала, в особенности с обозначением конкретных действий, способствует закреплению навыков и побуждает ребенка выполнять определенные действия. И дети, и родители испытывают при этом положительные эмоции; ребенок чувствует поддержку родителей, а родители испытывают удовлетворение от того, что ребенок ведет себя хорошо.

            Родителям следует также пользоваться невербальными знаками выражения похвалы, например, аплодировать ребенку, прикасаться к нему и поглаживать его, улыбаться и применять выразительные интонации, позволяющие передать восторг и одобрение.

Игнорирование

            Важно научиться игнорировать проявления плохого поведения ребенка. Игнорирование позволяет блокировать попытки ребенка привлечь к себе внимание плохим поведением. Можно заняться чем-нибудь, для того чтобы отвлечь внимание от ребенка. Так, например, если ребенок начинает хныкать, родителям следует отвернуться и начать играть с куклами, комментируя при этом свои действия.

Родители должны придерживаться трех основных правил.

· Во-первых, им надо игнорировать лишь те действия ребенка, которые направлены на то, чтобы привлечь их внимание (ребенок начинает хныкать или говорить плохие слова). 

· Во-вторых,  действия ребенка, представляющие опасность для него и окружающих (например, попытки ударить родителя) не должны игнорироваться. Можно остановить его руку и сказать: «Ты бьешь меня. Мне больно. Это плохо…»

· Родители должны быть последовательными в своем игнорировании.

            Параллельно с игнорированием проявлений плохого поведения ребенка, родители должны быть внимательны к проявлениям нейтрального и хорошего поведения и незамедлительно оказывать ему позитивную поддержку.

Вот некоторые примеры игнорирования плохого поведения ребенка.

- Ребенок, безуспешно пытаясь вставить фрагмент «головоломки» не туда, куда следует, начинает плакать и отходит от стола.
- Родитель (отворачивается от ребенка): «Попробую-ка построить домик» (продолжает комментировать свои действия).
- Ребенок (хныча, возвращается к столу).
- Родитель (сразу же поворачивается к ребенку): «Хорошо, что ты вернулся к столу. Мне нравится играть вместе с тобой» (похвала с обозначением конкретных действий).

Потешки, прибаутки, игровые приемы  всегда положительно принимаются ребенком и быстро корректируют его поведение.

Из книги «Игровая семейная психотерапия», ред. Ч.Шефер и Л.Кэри  (Серия «Практикум по психотерапии»)

 


 

 

По оказанию услуг ранней коррекционной помощи применяются следующие коррекционно-развивающие программы и технологии:

 

-    Казьмин А.М. и др. "Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа "Лекотека";

-    Питерси М., Трилор Р. Программа ренней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маленькие ступеньки";

-    Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»

Осипова И.И. "Программа групповых игровых сеансов в службе ранней помощи";

-    Ковалец И.В. "Программа работы с детьми дошкольного возраста с проявлениями раннего детского аутизма";

-    Левченко И.Ю., Приходько О.Г. "Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата";

-    Приходько О.Г. "Ранняя помощь детям с двигательной патологией";

-    Мамайчук И.И. "Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии";

-    Шевченко С.Г. "Коррекционно-развивающая работа с детьми 3-4 лет с ЗПР";

-    Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. и др. "Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии";

-    Ларечина Е.В. "Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка";

-    Архипова Е.Ф. "Логопедическая работа с детьми раннего возраста"

-    Полякова М.А. Пособие по стимулированию и постановке речи у неговорящих детей "Как правильно учить ребенка говорить".


 

Скорая помощь в стрессовой ситуации:

- медленно посчитать, можно пересчитать все предметы в комнате

- переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид, детально рассмотреть какой-либо мелкий предмет в течении нескольких секунд

- посмотреть в окно, вдаль. Сосредоточиться на том, что видите.

- сделать глубокий вдох, задержать дыхание и медленно выдохнуть. Повторить несколько раз. Мозг обогатится кислородом, успокоит импульсивные действия

- потереть лоб, виски

- выпить стакан холодной воды, почувствовать, как вода медленно растекается по организму

- рисовать все, что захочется, просто штриховать лист бумаги; написать о проблеме, разорвать, выбросить; смять несколько листов жесткой бумаги

- если возможно, покинуть помещение, в котором возник острый стресс, зайти в ванную, на кухню, выйти на балкон.

- смочить холодной водой виски, лоб, артерии на руках

- громко спеть, покричать (в стакан, подушку).

- смотреть на горящую свечу.

- посчитать зубы языком с внутренней стороны

- снять напряжение помогает тихая спокойная музыка.

- держите под рукой забавные, любимые фотографии, памятные мелочи, которые вызывают радостные эмоции

- представьте себя в лесу, саду, на пляже, на качелях, под душем, прочувствуйте приятную ситуацию всем телом.

- можно выполнить несколько очень важных для нервной системы упражнений:

а) встать, потянуться вверх, резко опуститься на пятки, дать толчок, импульс организму (несколько раз)

б) выпрямиться, на выдохе наклониться, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Глубоко подышать 1-2 мин., медленно выпрямиться.

в) сделать несколько приседаний, походить или пробежаться на месте.

Упражнение для снятия напряжения.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Самомассаж  головы.

            Массаж головы улучшает мозговое кровообращение, устраняет головную боль, снимает усталость, раздражительность и напряжение. Голову слегка наклонить вперед и массировать примерно 3 минуты:

· 1,5 мин.- кончики пальцев положить на середину лба и массировать прямыми или круговыми движениями по направлению к вискам. Затем такими же движениями растирать голову от середины лба к затылку.

· 30 сек.- закрыть ладонями глаза, а пальцами поглаживать лоб по направлению от бровей к волосам: правой рукой - вправо, левой - влево.

· 40 сек.- подушечками пальцев помассировать переносицу и легкими круговыми движениями «пройтись» над бровями к вискам. Растереть их.

· 10 сек.- средним и безымянным пальцами сделать несколько легких поглаживаний в уголках глаз.

· 10 сек.- интенсивно растереть мочки ушей и ушные раковины - это вызовет прилив крови к мозгу и улучшит насыщение его кислородом.

После массажа можно сделать несколько наклонов головы или легких круговых движений головой, помассировать шею и плечи.

Самомассаж рук

1 – «дворец труда"» уменьшение утомляемости, стимулирование деятельности сердца;

2 - "маленькая точка" (угол ногтевого ложа) - артериальное давление, недостаточный пульс, волнение, тревога;

3 - "маленький район" - смущение, боязнь покраснеть, сильное нервное напряжение;

4 - "божественные ворота" - сердцебиение, крайняя раздражительность, бессонница, повышенная чувствительность, обидчивость, склонность к слезам, отрицательным эмоциям.

5 - "радость жизни" - раздражительность, утомляемость, рассеянность, психологический дискомфорт, сердце. Точка отвечает за бодрость и оптимизм.

 

Эффект от всех мероприятий усиливается, если радостно, с улыбкой дается установка в настоящем времени: «Я здоров, бобр, спокойно могу обсуждать любые проблемы…».

Очень важно хвалить себя. Подведение итогов дня поможет вам сконцентрироваться на положительных результатах.

Самоконтроль с помощью метода «5 пальцев»:

1. М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания и опыт я сегодня получил?

2. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

3. С (средний) – состояние духа: каким сегодня было преобладающее настроение, расположение духа?

4. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим? Чем порадовал?

5. Б (большой) – бодрость, физическая форма: что я сегодня сделал для своего здоровья, телесного и душевного?

Витаминизация питания.

Дефицит витамина С приводит к депрессии, мнительности. Для профилактики психосоматических заболеваний, в т.ч. и депрессии, необходимо применять 1-2 г. аскорбиновой кислоты в день. Много витамина С в черной смородине, шиповнике, петрушке, зеленом луке.

Нехватка витаминов группы В вызывает раздражительность, путаницу в мыслях, ухудшение памяти, концентрации внимания, чувствительность к шуму, страхи, нервозность, бессоницу.

Снимает нервное напряжение:

- фитотерапия (чаи, отвары из листьев мяты, корней валерианы, солодки, пустырника, цветов ромашки, зверобоя).

- ароматерапия (запахи мяты, лаванды, лимона, мандарина, розы, фиалки, жасмина, сосны и др. благотворно влияют на нервную систему)

Самовнушение

Когда все плохо, повторите несколько раз подряд: «ВСЕ ХОРОШО!» - и УЛЫБКА появится на вашем лице. И, конечно, на лице ребенка.

Помогая себе, Вы помогаете Ребенку!

«Помоги себе сам»

 

ГБОУ Центр реабилитации и коррекции «ЛИРА»

г.Георгиевск


 

Протокол обследования поведения родителя к к программе "Лекотека"

Протокол обследования поведения ребенка к программе "Лекотека"

 

Дата последнего обновления страницы 04.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения